Черные доллары

Во второй декаде января нефтяные котировки на мировых биржах «дрейфовали» в районе $50 за баррель, а в перспективе могут опуститься до $25. К подобному ходу событий рекомендует готовиться, в частности, глава «Лукойла» Вагит Алекперов.

Покупка биржевых акций онлайн это возможность выгодно и безопасно вложить свои деньги, считают многие эксперты. Купить акции российских и зарубежных компаний по выгодным ценам можно как юридическим, так и физическим лицам. Здесь вы можете купить акции Газпром, Лукойл и другие — онлайн по выгодной стоимости

Основанием для таких прогнозов послужили заявления стран — участниц ОПЕК. Они отказались сократить добычу и, как следствие, уменьшить предложение на рынке. «Мы больше никогда не увидим $100 за баррель. Цена на нефть выше $100 искусственная. Она неправильная», — заявил принц Аль-Валид ибн Талал, член саудовской королевской семьи (Саудовская Аравия задает тон на мировом нефтерынке). Еще в июне прошлого года на биржах торговали нефтью но $114 за баррель.

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк ожидает, что ниспадающая тенденция поможет «Нафтогазу Украины» договориться о снижении стоимости российского газа. Формула ценообразования, которую использует «Газпром» в долгосрочных контрактах, привязана к нефтяным котировкам. Ожиданиям не суждено сбыться, полагает Александр Притыка, директор «Региональной газовой компании» (подконтрольна Group DF Дмитрия Фирташа). «Контрактные отношения «Газпрома» и «Нафтогаза» непрозрачны. Поэтому цена газа для Украины в 2015 году, как и всегда, будет результатом очередных политических договоренностей», — сказал он.

Глава «Газпрома» Алексей Миллер уже заявил, что поставки голубого топлива в Украину с начала апреля будут осуществляться без скидки в $100 на 1000 кубометров, которая действует до 31 марта по условиям «зимнего пакета» (подписан в конце октября 2014 года при содействии Еврокомиссии). «Нафтогаз» снова начнет оплачивать газ по условиям действующего контракта, заключенного в 2009 году при премьере Юлии Тимошенко.

Падение цен на нефть должно бы сулить благоприятные перспективы для потребителей нефтепродуктов. «Но из-за девальвации гривны мы не можем почувствовать всех преимуществ этого события. В Украине около 80% рынка занимают импортные поставки топлива: из Беларуси, Литвы, Румынии и России», — отмечает Сергей Куюн, гендиректор «Консалтинговой группы А-95».

В Украине ситуация противоположна мировому тренду: стоимость нефтепродуктов в рознице по итогам 2014 года выросла более чем на 50%. В январе 2014-го за литр

А-95 платили в среднем 10,7 гривны, в январе 2015-го — 16,95 гривны. Официально доллар за это же время вырос примерно вдвое.

Свою роль в удорожании топлива сыграла и политика Нацбанка. Одной из мер для стабилизации финансового рынка стало его решение о валютном индикативном курсе доллара к гривне. Он устанавливается ежедневно с сентября 2014-го. По этому курсу на межбанке импортеры не могут приобрести нужное количество валюты, ее приходится докупать по черным расценкам. 19 января 2015 года индикативный курс НБУ составлял 15,75 грн/$1, а в реальных сделках он достигал 23 грн/$1. Возможности импортеров для декларирования подобной разницы в финансовой отчетности ограничены. Они сталкиваются с проблемой легализации объемов приобретенной валюты и соответствующие риски закладывают в цены.

Удорожанию топлива в Украине в 2015-м будет также способствовать введение новых налогов. Поправки в Налоговый кодекс, принятые 28 декабря прошлого года, предусматривают взимание местными органами власти 5%-го сбора с реализации подакцизных товаров (к ним относятся нефтепродукты). Глава Государственной фискальной службы Игорь Билоус предупредил: даже если органы местного самоуправления не установят соответствующий налог, он все равно будет взиматься розничными сетями.

Высокие цены уже спровоцировали падение спроса на горючее в стране: в прошлом году его потребление сократилось более чем на 15%. Но отечественная нефтепереработка не способна увеличить предложение по более низким ценам. По данным «Консалтинговой группы А-95», в 2014-м на украинских НПЗ выпуск бензина упал на 38%, до 542 000 т, дизтоплива — до 562 000 т, что на четверть меньше, чем в 2013-м. Импорт бензина в прошлом году составил 1,96 млн т, а дизтоплива — 4,44 млн т.

Из семи нефтеперерабатывающих производств в Украине работают только два: Кременчугский НПЗ, подконтрольный группе «Приват» Игоря Коломойского, и государственный Шебелинский газоперерабатывающий завод. Одесский НПЗ был остановлен в феврале 2014 года: после обострения отношений между Москвой и Киевом поставки сырья из РФ на него прекратились. По этой же причине в 2014-м упало производство в целом: из 2,3 млн т переработанной нефти 1,9 млн пришлось на украинское сырье, добытое госкомианией «Укрнафта», которой управляет менеджмент «Привата».

Возможности законтрактовать нефть у альтернативных зарубежных поставщиков не было. Речь идет прежде всего о Казахстане и Азербайджане. Но и тут есть нюанс: каспийская нефть дороже российской и ее переработка на украинских НПЗ нерентабельна из-за технологической отсталости предприятий.

К 2030 году власти страны намерены кардинально изменить ситуацию: через 15 лет отечественное производство должно обеспечивать около 75% рынка нефтепродуктов. Такие параметры фигурируют в проекте новой Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года, которую разрабатывает Национальный институт стратегических исследований при президенте Украины.

«Выход на превалирующее обеспечение нефтепродуктами собственного производства возможен за счет модернизации Кременчугского НПЗ, мощность которого составляет около 11 млн т нефти в год. При доведении показателя глубины переработки до 85-90%, как на современных заводах Европы и США, предприятие может выпускать до 10 млн т бензина, дизтоплива и авиакеросина, чего в обозримой перспективе будет достаточно для внутреннего потребления», — отмечает Куюн. Но он сомневается в реальности такого плана из-за конфликта относительно прав собственности на Кременчугский НПЗ. Контрольный пакет был консолидирован группой «Приват» при спорных обстоятельствах, законность которых в международных судах продолжает оспаривать российская «Татнефть».